Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

1

Управление по образованию администрации Заводского района г.Минска

Государственное учреждение образования "Средняя школа № 68 г. Минска"

Добро пожаловать на сайт "Средняя школа №68 г.Минска"

начальная школа

 9 ПОДСКАЗОК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКА

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. Вы как никто другой знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания.

Проблемы адаптации у первоклассников
 
Всем нам хорошо известно, сколько трудностей возникает в школе, когда в первый класс приходят не семилетние, а шестилетние дети.
Проблемы у учителя - как учить этих детей, что от них можно потребовать, как приучить к элементарным школьным правилам?
Проблемы у родителей - как жалко малыша, его лишают беззаботного детства,
навешивают непосильный груз обязанностей!
И самые главные проблемы возникают у шестилетних первоклассников - они так
стремились в школу, так хотели ощутить себя взрослыми.  А что получилось? Все, что раньше было можно и интересно, теперь нельзя и скучно. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия, которые требуют напряженного умственного труда, сосредоточенной работы на уроках, относительно неподвижного положения тела.
Адаптационный период очень сложен и значим для первоклассников. Именно в эти первые месяцы обучения начинают формироваться новые взаимоотношения со сверстниками, базовые учебные установки.
Термин «адаптация» имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, органов и клеток к условиям среды.
Адаптация в школе - это не только приспособление к успешному функционированию в школьной среде, но и способность к дальнейшему развитию.
Адаптационный период условно длится два месяца ( сентябрь, октябрь ). За это время первоклассники должны привыкнуть к школьной обстановке, научиться выполнять правила поведения в школе, уметь слушать и слышать учителя. Однако, учитывая индивидуальные особенности детей, привыкание к школе у каждого ребенка происходит по-разному.
По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы.
Первая группа детей адаптируется в течение двух месяцев обучения. Эти дети
относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них возникают сложности в контактах с детьми или в отношениях с учителем, но, как правило, к концу октября трудности этих детей преодолеваются. Ребенок полностью осваивается и со статусом ученика, и с новыми требованиями учителя, и с новым режимом.
Из своего опыта работы могу сказать, что такая «безболезненная» адаптация происходит в основном у детей, которые ходили в детский сад.
Эти дети более организованы, дисциплинированы, общительны. Они привыкли выполнять свои действия под руководством воспитателя. Поэтому легко и быстро у них устанавливается контакт с учителем.
Легче происходит процесс адаптации у детей, которые посещали занятия по предшкольной подготовке. Будущие первоклассники в течение нескольких месяцев занимаются в школе под руководством своего учителя. Эти дети приходят 1 сентября уже в привычную для них обстановку.
Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищами, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Адаптационный период у таких детей длится до конца первого полугодия. Третья группа- дети , у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они «мешают» работать в классе.
Для того, чтобы учитель смог помочь первокласснику справится с его проблемами, необходимо хорошо знать психологию, физиологию этого возраста. Поэтому, понятие адаптации непосредственно связано с понятием «готовность ребенка к школе» и включает три составляющих: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную.
Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состояния здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с учителем, одноклассниками и подчиняться школьным правилам.
Как построить процесс обучения, чтобы он не вредил здоровью детей? Для этого нужно знать физиологические особенности шестилеток.
У ребенка этого возраста очень слабая костная мускулатура, а значит, он может без устали бегать и прыгать, а вот сохранять одну и ту же позу в течение даже 15 минут для него сложно. Он устает, у него возникают неприятные ощущения в спине, шее, руках. Ребенку срочно нужно подвигаться. Если мы ему этого не позволим, то думать об учебе в таком состоянии он все равно не сможет, поэтому физкультпаузы придуманы не зря.
Физиологами доказано, что дети 6-7 лет не могут в течение целого урока заниматься только одной деятельностью, например, читать или писать. Поэтому целесообразно проводить интегрированные уроки, где одной теме подчиняются разные виды деятельности. Попытки педагога продолжить работу без смены характера деятельности могут привести к резко выраженным формам утомления или переутомления. Внешние признаки: вялость, сонливость, потеря интереса к работе. Дети ищут дополнительные точки опоры ( ложатся на парту, подпирают голову руками, вертятся и др.)
Чтобы избежать этих проблем, учителю нужно знать, как изменяется работоспособность организма во время учебных занятий, в течение учебного дня, на протяжении недели.
Работоспособность можно разделить на три фазы: врабатывание, оптиум, спад.
Учитывая, что работоспособность организма во время учебных занятий закономерно изменяется, динамика урока такова:
1-5-я мин – врабатывание;
6-20-я мин – оптиум;
21-35-я мин – спад.
Динамика дня:
1-й урок – врабатывание;
2-й урок – оптиум;
3-й урок – спад.
После третьего урока должна быть организована динамическая перемена, иначе на четвертом уроке материал не будет усваиваться.
Работоспособность школьников также закономерно изменяется на протяжении недели.
Динамика учебной недели:
понедельник – врабатывание;
вторник, среда – оптиум;
четверг, пятница – спад.
При составлении расписания, планировании уроков учителю необходимо учитывать данные факторы. Тогда можно рассчитывать на успешную, продуктивную работу с учениками.
Чтобы избежать перегрузок при обучении детей, в первые адаптационные месяцы (сентябрь, октябрь) продолжительность урока не должна превышать 35 минут.
Дошкольник обычно слегка дальнозорок. Кроме того, у шестилеток низкие резервы аккомодации. А это значит, что если он смотрел в тетрадь или книгу, а потом перевел взгляд на доску, то какое-то время он видит нечетко, расплывчато. То же самое происходит, если он перевел взгляд с доски или учителя в книгу или тетрадь. Не надо его торопить. Нужно дать время, чтобы глаза перестроились на ближнее зрение.
Очень важно правильно выбирать зрительную рабочую дистанцию для каждого ученика индивидуально. Как правильно рассадить детей за парты? Предложите ребенку отходить от доски до тех пор, пока контуры букв на доске не начнут терять четкость – это и есть рабочее место первоклассника.
Возрастной особенностью является импульсивность - склонность незамедлительно действовать. Младший школьник не умеет упорно следовать цели, преодолевая трудности, при неудаче может потерять веру в себя.
Поэтому задача учителя – сделать каждый урок, каждый день ребенка успешным.
Седьмой год жизни очень важен и в психическом развитии ребенка: именно в этом возрасте формируется произвольность поведения, интенсивно развивается наглядно - образное мышление, ребенок усваивает социальные нормы.
Шестилетний первоклассник находится как бы на переходной ступеньке от дошкольного возраста, где все новые личностные, психологические качества формируются легче и лучше всего в игровой деятельности (психологи называют эту деятельность ведущей не потому, что она занимает в жизни ребенка самое большое место, а потому, что она особенно важна для его психического развития!), к младшему школьному, где ведущей деятельностью становится учебная.
Но учебная деятельность становится ведущей, особо важной для психического развития ребенка лишь тогда, когда завершены те психические новообразования, которые формируются в основном в дошкольном детстве.
Психологическая адаптация ребенка к школе охватывает все стороны детской психики: личностно-мотивационную, волевую, учебно-познавательную. Известно, что успешность школьного обучения определяется с одной стороны, индивидуальными особенностями учащихся, с другой- спецификой учебного материала. Главную трудность «предметной» адаптации у начинающего школьника представляет освоение содержания обучения - грамоты и математических представлений. На первый взгляд, это не так. Содержание обучения в первом классе и в подготовительной к школе группе во многом совпадает. Фактически знания, которые получают школьники на уроках в начале обучения, большей частью усвоены еще в детском саду. В то же время известно : первое полугодие в школе самое трудное. Все дело в том , что в основе усвоения знаний в условиях школьного обучения лежат иные механизмы. Это значит, что в дошкольный период знания усваиваются большей частью непроизвольно, занятия строятся в занимательной форме, в привычных для детей видах деятельности. В процессе же школьного обучения главное – научить детей осознавать учебную задачу.
Как никогда остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для здоровья научиться выполнять новые правила, требования учителя, как плавно и безболезненно перейти от игровой к новой, очень сложной учебной деятельности. В большей степени это относится к так называемым гиперактивным детям. Им никак не усидеть за партой, они расторможены, неумеренны в движениях, иногда вскакивают с места, отвлекаются, говорят громко, даже когда их просят этого не делать. Такие дети не всегда ощущают дистанцию между педагогом и собой.
Среди них много драчунов, легко возбуждающихся и даже агрессивных по отношению к одноклассникам. Осуждать и наказывать гиперактивных детей бесполезно, они нуждаются во врачебной помощи.
Есть дети с иной проблемой, связанной с нервной системой. Они также не способны высидеть весь урок, уже через четверть часа теряют интерес к занятию, смотрят в окно, отвлекаются. Они не шумят, не выкрикивают с места, не мешают учителю. Речь идет о детях, у которых быстро наступает утомление, нервная система которых легко истощается. Внимательный учитель должен подобрать индивидуальный подход к каждому ученику.
Иначе такие дети очень быстро переходят в категорию «отстающих». Чтобы избежать таких проблем, необходимо в первую неделю обучения школьному психологу вместе с учителем провести соответствующее обследование. Такое тестирование позволяет выявить не только уровень интеллектуального развития детей, но и психическое состояние ребенка.
Начальный период обучения достаточно труден для всех детей, поступивших в школу.
В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижается аппетит детей и масса тела.
Случаются трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неуверенность в своих способностях и возможностях.
Такие проблемы легко выявить, если у учителя установлен контакт с родителями. Достаточно доверительной беседы с учеником, чтобы избежать последующих конфликтов с ребенком.
Личностная, или социальная , адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль - школьник.
Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых.
Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают, что для многих первоклассников, а особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.
Приспосабливаясь к школе, организм ребенка мобилизуется. Но следует иметь в виду, что степень и темпы адаптации у каждого индивидуальны.
Успешность адаптации во многом зависит от наличия у детей адекватной самооценки. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, черт своего характера и человеческих качеств.
Процесс этот начинается в раннем возрасте: именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают его таким, каков он есть, сопутствует ему удача или неудача.
Безусловно, адекватная самооценка облегчает процесс адаптации к школе, тогда как завышенная или заниженная, напротив осложняют его. Чтобы помочь ребенку преодолеть кризис семи лет, помочь адаптироваться к школьным условиям, необходимо понимание и чуткое отношение учителя, внимательность, большая любовь и терпение родителей, а при необходимости консультации профессиональных психологов.
С первого же дня в школе надо показать каждому ребенку, что он интересен учителю: каждому ежедневно оказывать внимание, кого-то выслушать, кого-то подбодрить взглядом, кому-то в чем-то помочь, кого-то погладить по голове. Надо серьезно относиться к их маленьким проблемам, принять каждого таким, какой он есть, постараться не навредить ни словом, ни жестом, ни взглядом. Хвалить надо всех ежедневно, но знать, сколько кого и за что: слабоуспевающих - за маленькие победы, сильных - за решение задач повышенной трудности.
Хвалить учеников - при всех, серьезные замечания делать наедине.
Дети живут в школе «здесь и теперь», поэтому учителю надо сделать так, чтобы каждый день первоклассника приносил ему радость, чтобы ребенок приобретал знания и умения, а не неудачи и неуверенность.
 

Новости учреждения

15.10.2021

В нашей школе с 18 октября стартует неделя английского языка под названием «Мы – едины»

Читать далее »
15.10.2021

Стартовала традиционная акция в поддержку бездомных животных "Теплые лапы"

Читать далее »
Архив новостей